К выходу в эфир готовится новый украинский сериал «Останній Москаль»

03.04.2015
На украинских телеэкранах скоро выйдет сериал от телекомпании 1+1, повествующий о приключениях москвича на просторах Закарпатья.

У Московского Театра на Таганке новый директор – известная актриса

01.04.2015
Ирина Апексимова стала преемницей известного театрального деятеля России Владимира Флейшера, возглавив Московский Театр на Таганке.

«Оппозиционный блок» саботирует введение запрета на российские сериалы

30.03.2015
Депутаты Верховной Рады, голосовавшие за введение закона о запрете некоторых российских сериалов, обозвали членов «Оппозиционного блока» "издевателями" над украинским народом.

«Ромео не любил Джульетту»

31 мая 2004 г.

Это было похоже на какую-то спортивную игру: вопрос — ответный вопрос — мой ответ — его комментарии. Мяч-вопрос бумерангом возвращался в мою сторону столь стремительно, что я временами была вынуждена брать тайм-аут, ссылаясь на необходимость дать диктофону отдохнуть, утолить жажду и попить зеленого чая, ответить на телефонный звонок (как назло, такой редкий), рассмотреть витиеватый узор (или отсутствие его) на стене напротив, заглянуть в глаза своему собеседнику, чтобы узнать: не издевается ли... — по официальной версии. А фактически, чтобы собраться с мыслями и придумать, как ввести в «игру» свои правила. Наполеоновское кредо «лучшая защита — нападение» не срабатывало, попытки диктовать условия срезались на корню, мое желание «править балом» отвергалось: это же не допрос — беседа. На равных. Глаза в глаза. Аргументировано. У него получалось все на «отлично». Он выигрывал! Я же сбивалась, путалась, нервничала, от этого теряла уверенность, сомневалась, чувствовала свою несостоятельность, а его превосходство, но не сдавалась! Так продолжалось два дня!!! Самое протяженное интервью в моей жизни. Самое необычное. Самое увлекательное.

Может, потому, что передо мной сидел Валерий Николаев — актер, закончивший Школу-студию МХАТ, знаменитый экспериментальный курс Василия Петровича Маркова и Олега Табакова, активно снимающийся и в России, и в Голливуде; балетмейстер, прошедший стажировку во Флоридском университете и получивший диплом о признании своих способностей в области степа?.. Может, потому, что тема для беседы была выбрана непростая?

— Что есть любовь?

— Я думаю, нам не хватит даже 10 часов разговора, чтобы ее охарактеризовать. Сделать это в одном предложении мне тоже не удастся. А утверждать, что жизнь проста — это врать себе и окружающим. Она непроста, и в этом ее прелесть. А раз любовь занимает в жизни столько места, значит с этим надо очень серьезно разбираться. Один очень важный момент: ассоциативно говоря о классической любовной истории, что приходит на ум?

— Ромео и Джульетта ...

— Чем закончилась?

— Смертью.

— Еще у того же автора есть Отелло. Чем закончилась его история?

— Вообще, если брать классические произведения о любви, то я навскидку не вспомню ничего со счастливым концом. Везде любовь заканчивается летальным исходом.

— Наверное, поразмыслив, можно придти к выводу: великие люди, которые очень сильно продвинулись в понимании жизни и законов, по которым творец ее создал, показывали нам эту ситуацию и говорили: «Ребята, если отношения заканчиваются смертью, то ничего общего они с любовью не имеют». Тогда придется сказать: любовь — это смерть. С этим я не согласен! Любовь — это жизнь. Но то, что между Ромео и Джульеттой произошло, не родило жизни.
Чего я буду умничать, если великие классики, очень долго размышляли на эту тему! Поэтому предлагаю еще раз перечитать то, что они нам в наследие оставили. Не делая так, как поступали герои произведений, мы уже избегаем массы ситуаций, когда можем точно также оказаться в иллюзии того, что, например, любимый человек — это моя собственность, и я могу решать его судьбу, сколько и как ему жить.
То же самое в «Маскараде» Лермонтова. Значит, мы говорим о закономерности. Если люди совершают такие ошибки, это приводит к летальному исходу. А называют они это почему-то «любовь».

— Вы говорите: отношения Ромео и Джульетты — это не любовь?

— Это не я говорю. Этот вывод делает Шекспир. Вернее, он предлагает своим читателям осмыслить произошедшее. Что бывают вот такие отношения... Если бы всё было очень просто, то не было бы столько трагедий в жизни. Поэтому с этим надо очень серьезно и внимательно разбираться. И поменяв угол зрения на это, люди дальше сами могут строить свои отношения, избежав многих ошибок. Попробуйте с этой точки зрения перечитать «Маскарад». И уже вряд ли кто-то захочет стать чей-то собственностью.
Скажите, Арбенин любил Нину?

— Может быть, и любил по-своему.

— До того любил ее, что отравил?

— Но мы не можем, к сожалению, залезть к нему в душу, чтобы найти ответ на ваш вопрос. К тому же у каждого понимание любви свое!

— Давайте так! Мы уже определились, что иногда между мужчиной и женщиной возникают отношения, которые приводят к новой жизни (сейчас мы говорим о нормальных природных отношениях). Бывает такое по обоюдному согласию? То есть как минимум должна быть симпатия между этими людьми. Крайняя заинтересованность друг в друге. Если мы возьмем для примера отношения уважительные, то эти отношения гораздо более позитивные.

А еще если эта женщина является моим свободным выбором, и из всего многообразия вокруг мне именно с ней интересно и комфортно, если она сочетает в себе все те качества, которые притягивают, если с ней интересно общаться, то, естественно, я буду с ней рядом. Но если появляется девушка, которая превосходит ее, или мужчина у моей женщины, который лучше меня, я не могу найти основания заставлять Лену общаться с Валерой, когда Олег интереснее, и наоборот. Я могу только подумать: «Е-моё, но Олег интереснее, как бы мне сделать так, чтобы стать интереснее Олега». Это я могу. А заставлять Лену не видеться с Олегом, ограждать ее от общения с ним — это свинство. К сожалению, возведенное в норму.
Скажите, как из миллиона женщин мужчина выбирает ту самую? Или, я у вас спрашиваю, как женщина выбирает того мужчину, от которого она хочет иметь ребенка?

— Приходит понимание.

— Чего?

— Того, что с этим мужчиной я смогла бы провести остаток своих дней. С ним легко, спокойно, хорошо. Чувствую его надежность... свою защищенность...

— Я бы добавил еще «интересно». Потому что если хорошо, надежно, спокойно и не интересно, то это ненадолго.

— Исходя из Библии, получается, что человек приходит к Богу через страдания. А Бог — это любовь, соответственно к любви мы тоже должны придти, преодолев ряд испытаний...

— А что, если не грешишь — к Богу не придешь?

— Это — оптимальный вариант. Но, к сожалению, на нашем пути встречается столько соблазнов, что порой сложно устоять. Я сейчас не говорю о каких-то крупных грехах: не убий или не возжелай жену ближнего своего, — но, например, телевизор смотреть — тоже грех!

— (смеется) Это кто вам сказал?

— Священник. Перед первым причащением человеку выдается книжечка, в которой подробно написано, сколько раз, когда и какие молитвы читать, а также дается список грехов, в которых надо покаяться. Там, например, написано: нельзя смотреть телевизор в большие праздники, предаваться веселью, смотреть порнофильмы и т.д.

— Так. Кто Библию написал?

— Апостолы.

— Сколько Евангелий было?

— Как минимум, четыре.

— Это все создано человеком. Не возникает никаких вопросов?

— Возникает!

— Тогда почему вас устраивают эти правила: не смотри телевизор и так далее? Кто их создал? Например, вам нужен посредник для того, чтобы в лес ходить?.. Я не понимаю, зачем это все?

— И я не понимаю, почему, чтобы поговорить с Богом, нужен кто-то третий? Не получится ли испорченный телефон? Мы же итак каждый день разговариваем с Богом...

— Вот!!! Если этого не происходит ежеминутно, то это тревожно, это не нормально. Потому что мы все для Него прозрачны. Правильно? Мы все находимся под наблюдением его недремлющего ока. Поэтому я не считаю грехом ни то, что люди смотрят порнографию, ни то, что они смотрят телевизор, и по нему смотрят порнографию... Многие вещи, в которые нас заставляют поверить, мне кажутся странными. Я не понимаю, почему ребенок рождается во грехе? Вы мне это объясните?

— Нет... Если вернуться к нашей теме, то из уст священника я слышала такую фразу: от любви глупеют. Вы согласны?

— А вы?

— Если говорить о женщинах — да, порой мы глупеем.

— Тогда надо сбегать к этому священнику и спросить, что ОН имеет в виду под словом «любовь»? Если в это понятие вкладывать отношения, которые основаны на равноправии, взаимном уважении, исключающие попытки сделать друг из друга собственность или источник наслаждения (если, не дай Бог, кто-то из них в сторону посмотрит — за то мстят или наказывают), то люди избегают многих ошибок, о которых мы говорили выше, и воспринимают друг друга как Чудо, сотворенное Всевышним, как часть его. Если ты каждую минуту отвечаешь на вопрос «хочу я дальше с этим человеком находиться рядом при всем обилии мужчин вокруг, с которыми я могу общаться, поддерживать дружеские отношения, потому что я — свободна по определению ЕГО, — то никакие посредники мне подсказать ничего умнее не могут, потому что это уже факт. Тогда я и жизнь свою сообразую с этой свободой, данной мне Творцом, четко отграничивая ее от своеволия. Тогда мне не все равно, какие будут последствия моих поступков для жизни, для здоровья, для окружающих и так далее. Тогда я знаю, что я делаю, и целиком и полностью несу за это ответственность, за отношения с этим человеком, за то, как я влияю на него, очень забочусь о том, как меня понимают и какие выводы делают из моих слов, потому что из-за субъективного восприятия фильтры, которые стоят на глазах, ушах и других органах, могут очень сильно искажать действительность.

Если стараться понимать и воспринимать своего партнера адекватно, а не делать поспешных выводов, то отношения будут развиваться правильно и равноправно. Физиологически обусловлено так, что мужчина в этом процессе занимает активное место, и на нем ответственность больше, потому что любые несостоявшиеся отношения — это вина мужчины, во-первых. Может быть, там есть вина и обоюдная, но то, как отношения развиваются — определяет обычно мужчина. Опять же так Творец устроил.

— То есть первый импульс должен исходить от мужчины?

— Да. Не зря же в мифологии говорится, что женщина — это сосуд. А если на уровне физиологии это будем разбирать, то мужчина входит в женщину, а женщина его принимает, не наоборот. Это же не может не являться замыслом Всевышнего, раз это так устроено?
Так вот, продолжаю свою мысль. Два человека рядом, им интересно друг с другом, они наслаждаются каждой минутой, проведенной вместе, и каждую минуту говорят себе: я свободный человек, но это — именно та самая женщина, с которой при всем многообразии женщин, я хочу общаться — интеллектуально, эмоционально, чувственно. Она рядом, зачем искать кого-то еще?!! Вот насколько возможны такие отношения? Настолько возможна любовь! И в этих отношениях, когда человек видит себя с позиции другого, он воспринимает отношения такими, какие они есть, и не делает их инструментом для управления другим человеком, не выращивает на этом комплекс неполноценности у своего партнера, комплекс вины... — это классический пример управления.

— Но обычно мы стараемся переделать человека под себя, к сожалению...

— Я стараюсь этого не делать. Как у меня это получается — это другой вопрос. Но лепить человека под меру своего понимания — это очень серьезная ошибка и даже преступление. Потому что, как правило, мера этого понимания — очень небольшая. Эта ситуация была уже однажды описана...

— Б. Шоу «Пигмалион».

— Пожалуйста, еще одно предупреждение классика. Форма красивая соблюдена, души нет. Чудовище! Что с этим потом делать?

— А есть ли смысл бороться за любовь? (например, когда один любит, второй — нет)

— Заставить другого человека любить себя нельзя. Даже обратить на себя внимание другого человека силовым методом — глупость. Можно одним только способом — стать для него интереснее, чем те, кто пользуется его вниманием в данный момент. А сколько времени на это уйдет — зависит от индивидуальных качеств.

— А вы принимаете отношения, когда инициатива в них исходит от женщины? Она волевая, уверенная в себе и, например, занимает пост министра обороны?

— (смеется) Лен, в какой стране есть женщина — министр обороны?

— Хорошо, министр культуры?

— Какие странные вы мне предлагаете примеры. Я влюбился в министра обороны (смеемся)... или в министра культуры...
Если вы имеете в виду инициативу, которая исходит от женщины, то с удовольствием я ее приму, ради Бога. Если не исходит — это тревожный момент. Я же не зря говорю, что это равные положения! Вопрос — ответ. Спрос — предложение. Принятие или не принятие чего-то — но равная инициатива, исходящая от двух сторон.

— И напоследок такой вопрос: Вы всем довольны в своей жизни?

— Любой человек бывает недоволен тем, этим, пятым, десятым, и частенько пребывает в состоянии обиды — я такой талантливый, а меня не ценят. Можно, конечно, в этом состоянии постоянно находиться, но оно приводит к
а) язве желудка;
б) симптомы ухудшаются и дальше по наклонной, приводящей к летальному исходу.
Есть другой способ: заставить себя задуматься, почему мне не удается то, что я хочу и так уж ли я соответствую тому, чего требую. Если честно посидеть и поразмышлять, то получается, что именно тут я должен быть. И когда я начинаю совершать поступки для того, чтобы добиться чего-то, то эта живая ткань и система откликается. А если Творец видит, что я делаю это потому, что... а на самом деле у меня другой мотив — глупость того, что я делаю, совершенно Ему очевидна. Я прозрачный для него, и мои попытки и хитрости смешны. Я могу умудриться обмануть товарища, но не Его. Если согласиться с тем, что мы все — клетки Его большого организма, тогда как может большой палец обмануть мизинец и радоваться по этому поводу?

Валерий Николаев: «Ромео не любил Джульетту» (фото 1) Валерий Николаев: «Ромео не любил Джульетту» (фото 2) Валерий Николаев: «Ромео не любил Джульетту» (фото 3)
Валерий Николаев: «Ромео не любил Джульетту» (фото 4) Валерий Николаев: «Ромео не любил Джульетту» (фото 5)

Елена Истомина
http://kleo.ru