К выходу в эфир готовится новый украинский сериал «Останній Москаль»

03.04.2015
На украинских телеэкранах скоро выйдет сериал от телекомпании 1+1, повествующий о приключениях москвича на просторах Закарпатья.

У Московского Театра на Таганке новый директор – известная актриса

01.04.2015
Ирина Апексимова стала преемницей известного театрального деятеля России Владимира Флейшера, возглавив Московский Театр на Таганке.

«Оппозиционный блок» саботирует введение запрета на российские сериалы

30.03.2015
Депутаты Верховной Рады, голосовавшие за введение закона о запрете некоторых российских сериалов, обозвали членов «Оппозиционного блока» "издевателями" над украинским народом.

Тайна рождения Буржуя

17 марта 2000 г.

ДО ФИЛЬМА

Наше украинское кино нуждается в успехе. Кинематографистов унизили, просто растоптали: зритель от них отвернулся, власть демонстрирует полное пренебрежение. Что тут прикажете делать? Дедушку Ленина разве что вспоминать — «про важнейшее из всех искусств», да ведь он про агитфильмы говорил. Спрос на последние и сегодня есть: о Папе, родном и любимом, можете и вы сочинить экранную песнь, он ее благосклонно выслушает. Но не более того.

Время от времени возникает слух: сейчас вот появится нашенское. Такое, что ого- го. Американцы утрутся... Но как-то не случалось в последние годы настоящих удач. Полуудачи были. Но и те — иных уж нет, а те далече. Кинопрокат исчез, растворился. А по телевидению односерийный метраж, да еще в полночный час, проскакивает, аки тень господина Башмачкина. Ищи-свищи, аукайся с той тенью.

Поэтому рекламную раскрутку телесериала «День рождения Буржуя» (производство «НТВ-Профит» и нашей Студии «1+1») я воспринимал с усмешкой. Ай-яй, великий прозаик и сценарист Юрий Рогоза — чем он удивить может? Видели, слышали: не удивлял прежде. Анатолий Матешко — неплохой режиссер, но как-то поник в последние годы: не видно, не слышно. Ну, оператор Василий Бородин — хороший, художник Алексей Левченко — так и вовсе замечательный, что из того? Картинка будет на уровне, и актеры славные, но мало, мало, мало для настоящего успеха.

Да еще материал вытащили: про буржуинов, про ихнюю буржуйскую жизнь. Это на фоне-то тотального обнищания народа? Чужих буржуев он полюбить вполне способен, но своих? Га-аспада, ну думать же надо! Думать... И, прежде всего, продюсерам — от них де все исходит. От нашего Александра Роднянского, от энтэвевского Игоря Толстунова. И вроде ж толковые люди, а такого маху дали.

Словом, априори я был уверен, если не в провале, то в весьма и весьма скромном потенциале будущего фильма. А тут еще начало демонстрации сериала совпало с моим возвращением из Берлина, с международного фестиваля, где я насмотрелся качественного кино. Невыгодный фон, плохонький стык. Но что делать — смотрим.

ФИЛЬМ

15 серий по 52 минуты каждая. Вдруг оказалось: снимали на кинопленке, да еще на «Кодаке». Потому, наверное, и долго так: обещали ведь еще в прошлом году закончить. Сериалы снимают нынче гораздо быстрее, и на видео: бац-бац — и в точку, бывает (пример — российские «Менты», которые народ полюбил всей душой). Здесь не то — с первых же кадров неожиданно попадаешь не просто в красивую картинку, ты попадаешь в качественное кино. Не «телек» с его неряшливостью, случайностью ракурсов... И ритм — не сбивчивая торопливость, а чистый, «вылизанный» монтаж, когда тебя завораживает сам переход от одного плана к другому. Чудо кино, когда следишь сразу за несколькими лицами параллельно, когда неуловимая склейка заставляет что- то и в тебе встряхнуть, подсознательное эмоционально подвинуть.

Ну ладно — «Кодак», монтаж, картина... Про что кино? А про Буржуя. Это прозвище такое у героя нашего, Владимира Владимировича Коваленко (Валерий Николаев). Не в честь Путина, который и. о. Просто он в детдоме вырос — сирота без роду, без племени. Но еще там, в детском доме, получил свое прозвище. «Раньше других понял силу денег», — объясняет он корреспондентке. Деньги могут делать другие деньги — видимо, так.

Теперь Буржуй и вправду буржуй, представитель нарождающегося класса. Он президент преуспевающей коммерческой компании. Имеет загородную виллу, на которой и обитает. Заключив союз с природой — вместо бассейна у него пруд, где он и совокупляется с телом Матушки-Земли. Есть еще рыжий кот, есть еще желание заполучить в дом любимую женщину Амину (Ирина Апексимова), работающую рядом с ним в той же фирме. Она отвечает взаимностью, хотя чувства ее смутны и не всегда определенны. Ну да, с такой-то биографией на личном фронте. Еще недавно у нее был другой богатый любовник, некто Кудла (Андрей Смоляков). Романтический персонаж. Живет во дворце — ну, правда, нечто из времен аристократических. Вышибает в себе буржуазность? И роман у них с Аминой, судя по всему, был выстроен на романтических грезах, наполнен чем-то воздушным, невесомым. Буржуй — тот из другого теста, деловитой от природы женщине он ближе как-то. «Живет, как часы!» — восторгается его ближайший друг, он же и охранник, по прозвищу Толстый (Анатолий Журавлев).

Часы — это размеренность, это механика. В бизнесе естественный человек не выживет. Хотя у нас бытует представление о бизнесмене, буржуе как существе разнузданном, вполне вписывающемся в наш менталитет. Хапанул денежек — и шикует теперь, разбрасывая их горстями. Таким он и рисуется в анекдотах о «новых русских (украинцах)». К тому же не изуродован интеллектуально — детски наивен, простодушен. Толстый, постоянно жующий «сникерсы» и мечтающий о собственном бизнесе, — из таких вот анекдотов. Но не он настоящий герой нашего романа.

Кстати, сериал и вправду тянет на добротный роман. Множество персонажей умело сшиты единой сквозной фабулой. Кроме того, почти по классику Бахтину тут присутствует зона активного контакта с настоящим, с современным материалом. Порой до полной узнаваемости лиц. Ну как же не признать в бывшем борце и тренере Борисе (впечатляющая роль Александра Пороховщикова) вполне конкретную фигуру из нашей украинской жизни? Бандит, мафиози, находящийся на пути в праведную жизнь. В каком- то смысле пионер в этом деле, а потому всем ребятам пример. Вон же Гиви (Виктор Степанов) на ходу перековывается. Еще вчера хотел подлянку Буржую сделать, а сегодня поучает подонистого Артура (Дмитрий Шевченко): жить надо честно, чтобы не было потом мучительно стыдно за прожитые годы...

Да, просматривается дидактический каркас, некое моралите. Однако оно утоплено, растворено в захватывающей интриге. Кто-то постоянно отслеживает каждый шаг Коваленко — тот живет словно в стеклянном доме. Кто-то ловко выстраивает интригу: от спиритического сеанса ворожеи Тамары (Татьяна Назарова), предсказавшей близкое исполнение желания нашего героя найти родственников (он и находит их — сестру Веру, оказавшуюся обыкновенной шлюхой, а затем — вполне примерной девушкой, и бабу Катю, которую Валентина Салтовская наделила яркой, колоритной внешностью), к весьма сложным перипетиям, которые явно не по зубам следователю по особо важным делам Борихину (Александр Феклистов). В финале все разъясняется: то был Кудла, из своей слоновьей башни дергавший за ниточки. Марионетки порой не слушались, приходилось их убирать: такова се ля ви подобного театра.

Рыцарские доспехи Кудлы оказываются дешевым антуражем. Настоящий рыцарь в фильме — именно Буржуй, Володя Коваленко. Он живет правильно, вот что. И это оказывается заразительным. Бизнес может быть и у нас честным. Занимаясь им, вовсе не обязательно ловчить, обманывать, грабить и убивать. Напротив: дело только тогда приносит дивиденды, когда в нем присутствует компонент морали. И деньги — они ведь только средство обрести свободу, обрести свое естество. В высшем смысле — саму Родину и род свой. Заключительный кадр снайперски точен, венчая развитие магистрального образа фильма, — Буржуй перестает быть буржуином, он теперь в семье, он прикреплен к родовому целому. Найти пуповину, обнажить тайну своего рождения, а с этим всем отыскать естественный базис нового социума. Когда-то Ролан Барт это и показал — как само понятие «буржуй» обескровливается, иссекается при помощи другого понятия — «нации». В этом и видится мне истинная философия фильма: современные «буржуи» просто обязаны стать частичкой (естественной!) нации, а иначе не жить им здесь, не вписаться в Национальный Космос.

ПОСЛЕ ФИЛЬМА

Высокие рейтинги «Дня рождения Буржуя» (зашкаливало за 60%) уже сами по себе обозначают успех фильма. Весьма неожиданного, непредсказуемого. Но в чем-то логичного. Помимо очевидного профессионализма, лихо скроенной фабулы, истории, за которой следить интересно, здесь присутствует еще что- то, объясняющее успех.

На мой взгляд, это сам материал — нас погружают в современные реалии, в стремительно текущую жизнь. А главное, в этой жизни отыскивается нравственный базис. Мораль — вот что необходимо нам, вот на что «клюем» здесь. Хватит упиваться байками про бандитов, бандит должен сидеть в тюрьме. Эту жизнь должны делать люди с безошибочным нравственным инстинктом. А еще — помнящие о своем роде, своем народе, которые не абстракция, которые и есть мы, живущие здесь и теперь. Должны уйти в прошлое времена бандитские, когда человеческая жизнь оценивается в копейку, а моральный кодекс строителя капитализма выписан на рукоятке пистолета. Так хочется идти... в светлое будущее.

Хоть и понимаешь, как это наивно. Но будем верить — наш день рождения еще наступит.

Валерий Николаев (фото 16)

Фото Анатолия Медзика

Сергей Тримбач