К выходу в эфир готовится новый украинский сериал «Останній Москаль»

03.04.2015
На украинских телеэкранах скоро выйдет сериал от телекомпании 1+1, повествующий о приключениях москвича на просторах Закарпатья.

У Московского Театра на Таганке новый директор – известная актриса

01.04.2015
Ирина Апексимова стала преемницей известного театрального деятеля России Владимира Флейшера, возглавив Московский Театр на Таганке.

«Оппозиционный блок» саботирует введение запрета на российские сериалы

30.03.2015
Депутаты Верховной Рады, голосовавшие за введение закона о запрете некоторых российских сериалов, обозвали членов «Оппозиционного блока» "издевателями" над украинским народом.

«Как-то едем мы в пролетке со Станиславским»

21 октября 1994 г.

— Саша, вы не могли бы объяснить, отчего некоторые граждане в актеры поступают? Может, вас, например, одноклассники доставали, может дразнили «Феклой»...

— ... ну, естественно.

— ... и вы решили доказать, что необыкновенно талантливы и вполне годитесь в народные любимцы?

— Никакими фрейдистскими отмотками порадовать вас не могу. Это просто биологическая потребность — становиться кем-то иным, погружаться в иную жизнь, другое время. Я не в состоянии объяснить причин, правда.

— Причем, эта потребность проявилась довольно рано: вы ведь еще школьником к Спесивцеву подались.

— А прежде кукольным театром занимался. Это все события какого-то безотчетного детства, и никаких мотиваций, вроде той, что мне нравится нести в искусстве бремя проблем выпавших на долю моего поколения — их нет.

— Итак, в театре Спесивцева вы много играли, а потом вдруг ушли, потому что у вас отняли обещанный вас спектакль. Что это была за пьеса? И часто ли вас с тех пор обманывали?

— Театр дружил с Алексиным; я, кстати, был занят в знаменитом тогда спектакле «Не больно?» по его повести. А другая повесть, которую собирался ставить сам, называлась «Очень страшная история». Мне хотелось работать с малышами — со студией младших ребятишек. Мы сделали исценировку, придумали декорацию, но потом все сорвалось.

Обманивали? Да, достаточно часто. Уже привык.

— Как, например, вас можно обмануть?

— Ну как? Можно позвать на роль, а потом не позвонить больше никогда. Обычное дело

— А как вас сейчас кажется, Спесивцев был шарлатаном? (Собственно, почему «был»?)

— Нет, я бы так не сказал. По-моему, он был очень сильным постановщиком — не режиссером, а именно постановщиком. Умел лихо пидумывать спектали, организовывать пространство. До сих пор у нас никто так не умеет.

— Не были ли его находки заимствованы из западного театрального опыта, не известного широкой публике?

— Этого я не знаю. Но поскольку он пришел с Таганки, то, естественно, немало взял у Любимого. И тем не менее, в его спектаклях было много свежего, мне кажется. Другое дело, что он совершенно не умел работать с актером.

— В одном и том же году вы сыгарли сугубо реалистическую роль комсомольского вожака в сериале про БАМ и чудовищного, гротескового мистера Хайда в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»...

— Мистер Хайд был годом позже. А в телефильме про БАМ играл не вожака, а просто бригадира строителей. Фильм получился, в общем, не проститутский. Хотя, строго говоря, нормальному человеку к этой теме вообще не стоило прикасаться.

— Зачем же вы прикоснулись? Из любопытства, из профессиональной жадности, из всеядности, быть может?

— Я хотел начать сниматься. И впервые в жизни меня утвердили на два фильма: «Батальоны просят огня» и «Главную дорогу». Тогда ведь снимали только про БАМ да про войну. А если экранизировали какого-нибудь Чехова, то шла в ход неоднократно опробованная колода звезд. Вариантов-то не было.

— Скажите, зачем вам нужна преподавательская работа в Школе-студии? Не думаю, чтоб она приносила сколько-нибудь существенный доход семье, где растут трое детей.

— Ну да. 35 тысяч в месяц. Но дело, конечно, не в них. Просто я все время убегаю от собственной профессии.

— Отчего же вам неймется?

— Скучно. И режиссеров, в сущности, нет. Поэтому ищешь какие-то альтернативные варианты. Того же «Нижинского» мы делали сами. «Башмачкина» — тоже.

— А вы довольны «Башмачкиным»?

— Бог его знает. Трудно сказать.

— У меня было от спектакля странное ощущение, что я рассматриваю затейливую, виртуозно отделанную табакерку, что ли. Но... может быть — чересчур виртуозно? То есть, все понятно: вы любите работать с предметами, обживать пространство. И замечательно это умеете. Но кажется, что спектакль сделан для того, чтобы всем этим насладиться.

— Ну не знаю, результат — это одно...

— ... а вы работаете ради процесса?

— Нет, не только. Мне однажды приснился Господь Бог, который сказал... Смешно, да? Но мне вообще снятся занятные сюжеты. Как-то раз обходной лист у Горбачева подписывал, Раиса Максимовна в приемной со мной разговаривала...

— И что она вам сказала? (Потом к Господу Богу вернемся.)

— Некая Маша, ее подружка, все твердила: «Рая, ну неужели пленум ничего не может решить?» А Рая отвечала с неподражаемой интонацией: «Маша, какой пленум? Какой пленум, Маша?!!»

А в другой раз мы ехали в пролетке со Станиславским. Нет, наверное, в конке. В общем, в таком крытом экипаже с рядами сидений, как в фильме «Пышка».

Я его и в жизни как-то встретил. Не подумайте только, что я сумасшедший. Было так. Мы бродили с одной девушкой старыми московскими переулками. Очень давно. И вышли на пожилого человека, который стоял в полутемном дворе. Седой старик в старомодном пальто, чуть ли не в пенсне. Казалось, перед нами фантом. Или это кино какое-то. Я спросил: «Вы знаете, на кого вы похожи?» Он говорит: «На кого?» — и улыбается. То есть, он-то знает, что он — Станиславский. «На Станиславского». Тогда спросил он: «А вы — знаете, на кого?» — «На кого?» -"На влюбленных«. Тут вдруг откуда-то выскочил совершенно булгаковский человек — кошмар с желтыми отворотами — и говорит: «Ну что, возьмем?» Сейчас, думаю, скажет, что портвейну, мол. А он и отвечает: «Нобелевскую премию-то возьмем?» В общем, надо понимать так, что мы ж такие здесь ребята подобрались, так щас все вместе как-то ее и возьмем!

— Потрясающе. Это готовый рассказ. Не записываете?

— Пишу чего-то там. Новеллы, одним словом.

— Да, но вы начали рассказывать, как Господь Бог вам во сне сообщил что-то существенное.

— Я понимаю, что это немножко нелепо: Господь Бог... во сне... Но... Он мне сказал, что надо трудиться в алтаре. Я и сам чувствую, что так должно быть. Вот работа над «Башмачкиным» была работой в алтаре. Ну не мог я там наврать. Поэтому результат, реакция мне важны меньше, чем кусок жизни, который был полноценно прожит. Жаль, не хватило, наверное, драматургического или режиссерского опыта. К тому же постепенно выяснилось, что мы совершенно не сходимся в эстетических параметрах с режиссером. Но все равно...

— Что-то вы ни с кем не можете сработаться, кроме Мирзоева. На «Нижинском», кажется, три режиссера поменялось, а спектакль так и вышел безотцовщиной. Может, вы с Меньшиковым такие капризные премьеры, что на вас и не угодишь?

— Я опасался такого слуха, но он не возник. Видит Бог, это было не так. Действительно, на «Нижинском» с нами работали один за другим три режиссера. При этом мы никого не «сожрали», расставались по разным причинам, но нормально, без дележа рваных тапочек. На каком-то этапе, отчаявшись, чуть не бросили спектакль. Был момент, когда нас обманул редактор «Аргументов и фактов» Старков: обещал зал и не дал. (Именно в этот казаковский круглый зал, расположенный сейчас в помещении «Аргументов...», по преданию, приезжала Наташа Ростова на свой первый бал.) А у нас уже все мизансцены были рассчитаны на круглое помещение. В общем, много чего было. В конце концов, озлившись на все и вся, мы взяли и за три недели сделали спектакль сами.

— Вы переиграли множество разнообразных злодеев. Ясно, что не только из себя их вынимали, но и брали из «среды обитания». Кто был самым страшным человеком, с которым вы пересекались?

— Думаю, я сам. Это не просто эффектная фраза. Мысли, фантазии, которые возникают в сознании каждого человека, бывают порой ужасающими. Допустим, когда ребенок орет первые два месяца, его хочется удушить. Казалось бы, как такое может прийти в голову? Но ведь приходит.

— У Фасбиндера есть сцена, где мать, запертая с непрерывно орущим младенцем, через сутки приходит в состояние невменяемости и душит его подушкой... Но давайте лучше о чем-нибудь светлом и по возможности жизнеутверждающем. О любви, например. Среди ваших персонажей — и монстры, и стукачи, и работяги, и военные. Нет только влюбленных. Не решаетесь вступать в пространство любви?

— Во-первых, не дают. А во-вторых, я пытался сделать это в «Маскараде». Кстати, вы думаете, почему я такой такой брито-лысый? Потому что мне клеят накладку на макушке: снимаюсь в роли Александра Сергеевича Грибоедова у Тамары Павлюченко. Фильм будет, в общем, про любовь. Партнерше моей четырнадцать лет. Честно говоря, пока не понимаю, как играть любовь с таким юным человеком. Привыкаем друг к другу. «Про любовь» есть еще один проект, русско-немецкий. Это «Антоний и Клеопатра».

— Вы как-то обронили, что не любите прямого контакта с залом. Означает ли это, что зритель вас не интересует, вы работаете только для себя?

— Одно из другого совсем не вытекает. Дело в том, что я никогда не любил работать на большой сцене. Мне нравятся подробности, а там они не имеют значения. Я проверял несколько раз: никто ничего не замечает! Правильно, правдиво ты себя чувствуешь или нет — зал не улавливает. Пространство застроено грамотно — ну и ладно, все в порядке. А в маленьком помещении — там даже если с формой все благополучно, без содержания не обойтись, обязательно надо играть кишками.

Поскольку человек я не совсем уже молодой, то успел еще схватить, усвоить любовь к сценической традиции, к настоящей мысли, вкус к хорошей литературе. А нынешнему зрителю не очень-то все это и нужно, он избалован посторонними театру вещами и хочет хэппенинга, каких-то искр от названия, имени автора, состава исполнителей, от того, в каком помещении все происходит. Если говорить прямо, для меня мир складывается из моих друзей, я хочу работать для людей своего круга. Остальное — как получится: если кто-то еще пристроится к этому кругу, то, конечно, хорошо.

К тому же я не сторонник бесконечных отражений в классических пьесах, скажем так. Есть люди, готовые смотреть «Чайку» сто раз в различных вариантах. А я не могу. Хочется чего-то свежего.

— Зачем же вы тогда в «Женитьбе» поучаствовали? Сколько уже было интерпретаций...

— Просто помогал другу, который приехал в Москву после пяти лет отсутствия. Опять же Гоголь — грех не поучаствовать.

— Гоголь вам приятнее Чехова, так надо понимать?

— Да. Значительно. Но я хочу закончить тему. Почему-то в каком-нибудь Париже — что ни новый гвоздь сезона, то экранизация или инсценировка никому не известного прежде романа. А у нас что ни сезон — одно и то же: «Чайка», «Иванов», «Женитьба».

Ну поставил Захаров сейчас «Чайку». У него Чурикова, Янковский. Ему бы взять, да с такими актерами сделать какую-то интересную незаезженную пьесу, на них ведь и без «Чайки» пойдут. А он этой возможности не использует. Жалко.

— Знаете, я очень огорчилась, когда вы в одном интервью сказали: «У меня нет внутренней потребности играть. Я могу и другим заниматься». Но раз уж сказали, почему не занялись?

— Так и знаимаюсь. Преподаю. Делал «Башмачкина», а не только в нем играл, «Нижинского», «Годо».

— То есть, вы не имели в виду уход в не сопряженную с театром сферу?

— Нет, не имел. Хотя этим летом и шоферским трудом занимался, пакеты от фирмы возил. Надо же как-то зарабатывать, если у тебя пауза в ролях, пауза в деньгах. На Западе все драматические артисты, если они не кинозвезды, работают в каникулы официантами. Это нормально.

— Нет ли у вас ощущения, что вы чего-то не успели? Может, сейчас самое время какую-нибудь солидную роль сыграть: не то Ричарда III, не то князя Мышкина?

— Не успел? Такого ощущения нет. А что касается «солидной роли», я об этом сто раз уже говорил: я лишен предрассудков по поводу необходимости появления в больших ролях. От Гамлета дважды отказывался. Мне важнее участвовать в интересных проектах, инициировать сумасшедшие идеи, а не тешить свое самолюбие. Я могу восьмого охранника играть в неординарном проекте. Сейчас вот хочу снять документальный фильм.

— Это вас Мирзоев заразил? Он ведь, кажется, снимает потомков бывших дворян, которые навещают свои разоренные фамильные гнезда.

— Нет, не Мирзоев. Меня заразили другие люди. Я посмотрел несколько документальых картин на Выборгском фестивале, среди них две отличыне работы Пелешяна. (Это друг Параджанова, он молчал девять лет.) А от «Ладоней» Артура Аристакисяна вообще осталось стойкое ощущение встречи с гением. Правда. Такое редко в жизни бывает, можно по пальцам перечесть.

— И все-таки. Чем закончилась история с Соловьевым, с ролью Левина в «Анне Карениной»?

— Ничем. Он просто не снимает. Денег нет.

— Но зачем-то показал пробы по телевидению. Ваша — очень хорошая, Мамонова — замечательная. А два Каренина — Филатов с Янковским — так себе. Янковский сидел в раззолоченном мундире, как водолаз в скафандре.

— Я не видел, но Мамонов сказал: «Только у нас с тобой хорошо получилось». Нет, вот как раз эту роль хотелось бы сыграть.

Да, в общем-то, и роман хороший. (Смеется.)

Газета «Сегодня»

Татьяна Рассказова