Имя актера Андрея Панина настолько прочно связано с имиджем злодеев сыгранных им на экране, что по его собственному признанию, даже персонал гостиниц, где останавливается актер, приветствует его фразой: «Здравствуйте, наконец-то вы приехали. Как же мы вас ненавидим!». Как ни странно, «плохой парень» иногда вызывает у зрителей даже большую симпатию, чем смазливый «герой-любовник». Да и в жизни, актер, играющий негодяя может многое себе позволить. Например, быть циником, мерзавцем, не играть в порядочность и казаться хуже, чем он есть. В случае с Паниным это оказалось правдой лишь отчасти. Циник — да. В остальном, более обаятельного человека среди актерской братии еще нужно поискать. Наша встреча проходила в Т/Ц «Калужский» в японском ресторане «Ясуми».
Андрей, не могу не спросить — в Японии бывать доводилось?
Нет, ни разу. Для меня Япония — это почти Марс. Театры Кабуки, гейши, самураи... Но — жизнь на Марсе безусловно есть. И сейчас знакомый зовет меня туда отправиться. У него там дела, а я бы просто прогулялся, посмотрел, что же это за Япония такая.
Фотокамеру с собой возьмете?
Раньше я постоянно таскал с собой в заграничные поездки фотоаппарат. Но, так как я все равно все всегда теряю, то это бесполезно. Утратив несколько камер, я слегка остыл к этому делу. Да и что там фотографировать — ну я, ну я на фоне Эйфелевой башни... Неинтересно. Отели, как и море, везде одинаковые. А вот если тебя встречает кто-нибудь из местных людей, способный сориентировать в плане обзора достопримечательностей и погружения в местный колорит — тогда другое дело. Например, в Греции, за пределами территории отеля я с удовольствием наблюдал за тем, как кулинарные корифеи жарят козлят. А перед гостиницей, где я жил, продавали только гамбургеры и хот-доги.
А каким фотоаппаратом снимаете дома?
У меня их несколько. Какой фирмы — не важно, я не обращаю на это внимания. Среди них есть и профессиональная зеркальная камера. Когда я ее покупал, думал серьезно займусь фотографией. Но, времени пока на это не хватило. Поэтому сейчас больше в ходу обычная мыльница — для бытовой фотографии она чрезвычайно хороша. Когда не забываю ее взять с собой, то снимаю друзей, какие-то интересные моменты из жизни. Кстати, у меня довольно хорошо фотографирует сын. Ему сейчас 5 лет и это дело ему очень нравится. Как ни странно, композицию он ловит, негодяй. Видимо, весь в папу...
Ну да. Я же одно время хотел быть оператором, когда уже обучился профессии режиссера и актера. Но поленился.
Поступая на режиссерский факультет, что мечтали снимать?
Ничего. Я вообще не думал. Мне было 19 лет, и попал я в этот институт совершенно случайно. Кафедра режиссуры там находилась на балетном этаже, и когда я увидел у станка девушек, то тут же сказал — поступаю. И поступил. На режиссера драмы. Потом три года даже отработал в театре. И вот пару лет назад мое прошлое дало о себе знать. Продюсер Денис Евстигнеев мне как-то раз, между делом, сказал: «Слушай, а сам ничего не хочешь снять? Мне сериальчик нужен».
Так я снял «Полный вперед!». Моим сорежиссером по нему была Тамара Владимирцева. В годах
Ваш новый фильм «Внук Гагарина» должен был участвовать в Берлинском кинофестивале, но этого не произошло...
Прокатили. На самом деле, мы просто не успели оформить субтитры. Немцы случайно увидели этот фильм через моего продюсера, который показал его своему знакомому режиссеру.
И мы даже еще не подавали заявку, когда директор кинофестиваля сказала, что им это интересно, и они с удовольствием его посмотрят. Но не получилось. В России же он появится только в середине марта. А может, и вообще в апреле, ко дню космонавтики. Это идея прокатного отдела, но я, как режиссер, в этом не уверен. Поскольку фильм отнюдь не про космонавтов. А про юного жулика негритянского происхождения, который утверждает, что он внук Гагарина. Люди, пришедшие смотреть кино про космонавтов, будут сильно удивлены. Но, в общем, это добрый фильм о чем-то вечном.
Когда вы учились во МХАТе, один известный режиссер предсказал вам сложную карьеру на сцене, поскольку вы актер непонятной ниши — не герой-любовник, не комик, не социальный герой...
Он жестоко ошибся. Оказалось, что моя ниша очень велика и я широкодиапазонный актер.
Многие уверены, что вы любите играть негодяев...
Ну почему же? Из 60 фильмов — всего 7 процентов отрицательных героев. Но, видимо, они запоминаются лучше всего.
А происходит это оттого, что люди ассоциируют себя с этими персонажами. Экранный антигерой воплощает заветную мечту рядового зрителя о полной свободе. Мерзавцы не рассуждают о добре и зле — они просто достают пистолет и стреляют. Им не нужна помощь милиции, чтобы разобраться с обидчиками.
Они свободны от рефлексии и не переживают по мелочам.
В японском языке есть такое слово — «акунин», в переводе означающее — злодей, негодяй. При этом «акунин» — не мелкий ничтожный человек, а сильная личность со своим кодексом чести, способная ради своих принципов пожертвовать собственной жизнью. Личность, достойная уважения. Ваши персонажи этому определению соответствуют?
Савинков во «Всаднике по имени Смерть». Очень неоднозначная личность. Сталин, арестовав его, долго не мог решить, что с ним делать. Он даже боялся его убить. Его посещали женщины, а в камере, где он сидел, на полу был ковер... Этот человек для достижения неких целей не щадил ни своей, ни чужой жизни, и вызывал если не уважение, то страх точно.
Говорят, после «Бригады» Вам приходили письма с угрозами от поклонников Саши Белого. А реально расплачиваться за сыгранные роли не доводилось?
Я расплачиваюсь только за свою известность, причем благодаря журналистам. Чего мне только не приписывали, на ком меня только не женили, а родственники потом обижаются. Например, после одной из первых публикаций мама мне с утра звонит и говорит, мол, ты что, машину купил и мне не сказал?
Я в ответ, — какую машину? У меня в кармане три копейки. — А тут вот написано, что у тебя есть очень хорошая машина, просто тебе ездить некогда. — Сколько, спрашиваю, ты знаешь меня и сколько человека, написавшего эту чушь? После нескольких таких случаев моя мама даже какое-то время занималась визированием всех моих интервью для прессы. А потом ей надоело. Теперь с этим делом все спокойно — пишите что хотите, мне все равно. Один раз, правда, мои знакомые, люди серьезные, прочитав очередную утку про меня, обиделись и сломали ее автору ногу. Когда я узнал, даже не поверил, — вы что, сдурели, говорю? А они — пусть не пишет всякую ерунду. Ведь если он унижает тебя, то, соответственно, унижает и нас. Я же сам считаю — пусть пишут. Хорошо или плохо — неважно, главное, чтобы писали.
У Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем — 2» вы сыграли начальника пионерского лагеря...
Ну, там-то главный злодей — это герой Олега Меньшикова, столь счастливо воскресший из мертвых. И мы, на пару с ним, поговорив по-человечески с той самой Надей сдали ее со всеми потрохами... Для меня это был первый опыт работы с Михалковым, и, должен отметить, у него на съемочной площадке есть чему поучиться. Он — один из самых великих режиссеров России на все времена. Очень тщательно снимает, очень любит артистов.
Какие-то особо интересные кадры из фильмов дома храните?
Я не фанат собственного творчества. Хотя на каждой съемочной площадке всегда есть штатный фотограф. И, как правило, я прошу его напечатать мне пачку карточек со съемок. Сначала сам их просматриваю, а затем отношу домой, откуда их благополучно забирает моя мама. Вот у них с отцом куча альбомов — все это они бережно хранят и при случае с удовольствием демонстрируют родственникам и друзьям. Папа в свое время занимался фотографией, собирал альбомчики и меня приучал к этому делу.
Что, по Вашему мнению, должен снимать фотограф?
Разные фотографы должны снимать разное. Пейзажи, жанровые зарисовки, города и т.д. Но мне, как настоящему мужчине, нравятся обнаженные женщины. Хотя сам я чаще снимаю друзей, сына.
Семейный альбом уже пухнет от карточек?
Нет. Он у нас, как это часто бывает, рассеян по всем родственникам и знакомым — что-то у моих родителей, что-то еще у кого-то... А вот у себя дома я сделал такую универсальную штуку. Помнишь, раньше, в большие старинные рамы помещали разные семейные фотографии? Так вот, у меня есть такое большое панно, на котором много-много разных карточек с предками — деды, прадеды, прабабки... Есть и мы с супругой еще малолетками. Много разных интересных снимков.
А сами Вы себе на фото нравитесь?
Нет, категорически. Я себя представляю в жизни высоким, черноволосым, загорелым красавцем... А когда подхожу к зеркалу или смотрю на свои снимки, понимаю — что-то не то.
В этом году Вам исполняется 45 лет. Что Вы считаете наиболее значительным своим достижением за эти годы?
Да, в общем-то, все! За что боролся, на то и напоролся.
Все состоялось. А когда исполняется желание, становится пусто, скучно. Поэтому я и полез в режиссуру, перестал работать в театре. Качественного изменения не происходит даже когда «Оскар» получаешь, поскольку это уже не качественное изменение, а количественное.
А с кем из режиссеров хотелось бы поработать?
С Френсисом Фордом Копполой. Ну, может еще, со Стивеном Содебергом...
А как насчет отечественных корифеев?
Со всеми, с кем еще не работал. Например, мне очень нравятся дебютанты.
Приходит на ум дебют Ульяны Шилкиной с «Золотым теленком»...
Это была просто не ее тема. А вот первое снятой ей кино, кстати, было шикарное. Это был ужастик про пионерские лагеря. Я был тогда в комиссии по дебютным фильмам на «Кинотавре», и мне очень хотелось отдать ей первый приз.
Цели, планы на будущее есть?
Всегда находится что-нибудь интересное. Грубо говоря, — а не замахнуться ли нам на старика нашего, Вильяма? Вот, может, сниму еще с десяток фильмов и смогу, наконец, сказать, что я действительно режиссер. Или научусь рисовать, напишу книгу, стану оператором или всерьез займусь фотографией. Хочется все время что-то преодолевать, чем-то заниматься. А просто так существовать... Я могу, конечно, продолжать быть актером, работать в антрепризных спектаклях, сниматься где ни попадя. Я достиг высокой планки, являюсь одним из самых высокооплачиваемых актеров и могу спокойно катиться по накатанной колее. Но мне скучно, вот такой я идиот.
Андрей, я много слышала о вашей колючести, ершистости, задиристости...
А я и на самом деле занудный, неуравновешенный и крайне вспыльчивый параноик. Правда, отходчивый.
Отрицательные герои Андрея Панина
Фильм: «Яды, или Всемирная история отравлений»
Роль: Чезаре Борджиа
Аристократ из знатного итальянского рода, жестокий красавец мужчина, отравитель, чудовище. По словам самого Панина, играть такого — одно удовольствие. Чезаре обуревают страсти достойные пера Шекспира.
Народное мнение: Эпизоды с семейкой Борджиа сняты очень и очень неплохо. В этом фильме Андрей Панин лишний раз доказал, что он серьезный драматический актер. Жаль, что сцены с ним не составляют и половины фильма. Они стоят того, чтобы их посмотреть. Но только они.
Фильм: «Всадник по имени смерть»
Роль: Жорж
Хладнокровный террорист без страха и упрека, возглавляющий «Боевую группу». Жертвы — царские сановники, губернаторы, жандармы, высокопоставленные военные. Главная цель — убийство Великого князя Сергея Александровича. Одна за другой проваливаются попытки теракта — гибнут практически все его организаторы. Оставшийся в живых Жорж понимает, что Великого князя должен убить именно он. Народное мнение: Менее всего интересно смотреть на Панина, когда он исполняет роли современных плоских негодяев в дорогих пиджаках. Но вот от его Жоржа — мурашки по коже... Не дай Бог пересекаться по жизни с такими людьми — с одной стороны, умными и талантливыми, но с другой — хитрыми и до ужаса страшными.
Фильм: «Бригада»
Роль: Владимир Каверин
То ли сволочь, то ли герой нашего времени. Режиссер Алексей Сидоров как-то раз признался, что в роли такого необычного негодяя в своем фильме видел исключительно Панина. И это было точное попадание в образ. Кстати, сцену убийства Каверина снимали с разборками. Панин непременно хотел, чтобы его «лебединый полет» с высоты десятка метров сняли в один дубль — не желал умирать два раза, слишком высоко было падать. Народное мнение: Злодей всех времен и народов — это однозначно антигерой «Бригады» Андрей Панин. Актер отличный, но каждый раз, как только он появлялся на экране, очень хотелось его убить.
Фильм: «Водитель для Веры»
Роль: Савельев
Циничный службист — мелкая сошка с большими полномочиями. Однако его утомленный Крымом КГБ-шник ничуть не уступит НКВД-шнику Олега Меньшикова. В самом конце фильма этот нервный гад и скользкий холерик на секунду вдруг меняется и с чувством выкрикивает в теплое Черное море: «Да б...ская жизнь!» Да так, что не поверить невозможно.
Народное мнение: Настолько классно сыграно, что к концу фильма появляется стойкое чувство отвращения к его герою. И пугает в фильме не столько смерть Веры и ее отца, сколько герой Андрея Панина. Он вообще производит страшное впечатление.
Фильм: «Бой с тенью»
Роль: Вагит Валиев
Суровый негодяй-банкир. Вагит, при всей своей сценарной заштампованности «крутого» денежного мешка с криминальным прошлым, выглядит очень колоритно. До предела жесткий, не жалеющий никого, не склоняющийся ни перед кем, но при этом трогательно обожающий своего сынишку... Народное мнение: Кроме блестяще сыгранного Валиева, которого жалеешь и которому даже где-то сочувствуешь (вложил много денег в боксера, любил его как сына, а тот проиграл бой, огромные деньги и заодно ограбил его банк), все остальные персонажи ходульны и списаны с безликой кучи голливудских поделок.
Фильм: «24 часа»
Роль: Лева Шаламов
Бандит. И хотя Панинский Левчик, в принципе, уже давно завязал с прямой бандитской деятельностью и стал заниматься скрытой бандитской деятельностью — содержит ресторан, все-таки за некоторые поручения старых знакомых, берется с охотой. В числе прочего, забивает человека подковой.
Народное мнение: В фильме отлично выписаны образы героев, причем самый блеск — это, конечно, Левчик с братишкой, нежно любящие свою мамочку в исполнении Татьяны Самойловой.
Справка
Панин Андрей Владимирович, заслуженный артист РФ (1999), лауреат многочисленных театральных и кинематографических премий. Родился 28 мая 1962 года. Окончил Кемеровский институт культуры, затем Школу-студию МХАТ. Работает на «Мосфильме». Сыграл в более чем 60 популярных отечественных фильмах, среди которых «Мама», «Свадьба», «Граница. Таежный роман», «Бригада», «Водитель для Веры», «Мама, не горюй 1, 2», «Всадник по имени Смерть», «Бой с тенью 1, 2», «Сволочи», «Доктор Живаго» и др. Режиссерские работы: «Полный вперед!», «Внук Гагарина».